Автор Тема: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"  (Прочитано 2145 раз)

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
в нашем музее сейчас проходит выставка картин господина Кутейникова, рекомендую посетить - неожиданно, но интересно!

с разрешения автора, привожу каталог избранных работ с описанием:



Сергей Кутейников

Темная комната


В сумраке вдруг появились какие-то темные и светлые пятна. Они перемещались, ускользали из поля зрения. Поэтому я сосредоточился на одном черном пятне и стал следить за ним. Пятно меняло форму  и консистенцию. Оно, то расплывалось, то густело, и вдруг при очередном расплывании распылилось совсем. Пятно исчезло, но осталось ощущение встречи с чем-то знакомым.

Конечно же, Кандинский!

Его Москва-сказка, «подобная торжественному крику». Его картина «Дама в Москве», написанная в Мюнхене в 1912 году.  На картине улица, москвичка с цветами, фаэтон – предвестник столичного такси. Но главное действующее лицо этой картины – большое черное пятно, которое висит над головой дамы, висит над городом и угрожает поглотить солнце. 

В этом же, 1912-м, году Кандинский напишет «Черное пятно» в абстрактной манере, как бы показывая, что пятно переделало окружающий его мир под себя. Город превратился в набор линий, черты дамы растворились в пятне-ауре, а фаэтон едва узнается в цветовой загогулине. Однако в картине нет гармонии. В этом искусственном, абстрактном пространстве черное пятно  одиноко, непонято, иностранно, как гость из другого мира. Столкнувшись с черным пятном, Кандинский так и не понял его происхождение, не нашел метрики, описывающей место рождения, не вошел в темную комнату…

Темная комната – модель самого дна мироздания, состояния первых мгновений творения, когда божественное слово разделило свет и тьму и они начали свое существование. Первые мгновения Мир – подобен коллоидному раствору, в котором сгустки тьмы и света уже разделенные и обособленные начинают свою эволюцию. Они хаотично движутся, сливаются, поглощают друг друга, распыляются. Но уже видна тенденция – подобное тянется к подобному.

Черное пятно в темной комнате имеет свою историю. Более того у него есть будущее. Поэтому оно нас завораживает, интересует. Вдруг откроются параллели с нашей собственной судьбой.

Малевич проделал «хирургическую» операцию с черным пятном, обрезал, затолкал его в прокрустово ложе идеальной формы. В связи с этими манипуляциями «Черный квадрат» Малевича, можно рассматривать, как предчувствие мировых экспериментов по построению «идеальных», тоталитарных  обществ. [1]

«Черное» - принято считать синонимом «плохого». «Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мертвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды» - пишет Кандинский в трактате «О духовном в искусстве». Это взгляд человека не выходящий за пределы солнечной системы, у которого главный аргумент против черноты «угасание солнца». Так и у Малевича «Черный квадрат» восходит к футуристической опере «Победа над солнцем», для которой художник делал декорации и эскизы костюмов.

Темная комната дает нам возможность посмотреть шире. Черное – это то, что скрыто от наших органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния. Черные объекты мы можем увидеть, если они обтекаются светом, но их внутренняя сущность остается невидима и потому загадочна.

По-сути мы окружены огромной черной вселенной, где обитаем в узкой полоске света. Темноты изначально, при сотворении, было больше.


1. О «Черном квадрате» Малевича я высказывался неоднократно. В Интернете есть моя статья «Загадка «Черного квадрата», опубликованная в журнале «Тайны ХХ  века».

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #1 : 01 Октября 2013, 13:43:32 »
1. «Стикс-1» 50Х50, х., м. 2012г.

Картина создавалась долго. Я пытался изобразить конец времен. Полоска света, угасая,  переливается всеми цветами радуги. Расположенная горизонтально она напоминает реку Стикс - границу миров. Реальный мир перед рекой погрузился в темноту. Потусторонний мир погас. И только река еще отдает свет. Она как последний оплот. И в этом странность. Перемены начинаются с границ, с их перемещения, а заканчиваются трансформацией середины. Здесь же, наоборот, утраты миров начались с середины, и дошли до границы, которой уже нечего разделять.

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #2 : 01 Октября 2013, 13:44:34 »
2. «Стикс-2» 50Х50, х., м. 2011г.

Вертикальная полоса дает эффект входа в иной мир. В темноте читается силуэт,  тень входящего. По-сути это картина комплиментарна предыдущей. Они составляли бы диптих, если бы были написаны в одной манере. Однако «Стикc-2» строится на плоских цветовых пятнах, чем усиливается контраст.

«Стикс-1» и «Стикс-2» оказывают сильное эмоциональное воздействие. Может возникнуть паника и чувство подавленности.

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #3 : 01 Октября 2013, 13:45:32 »
3. «Доминанта» 50Х50, х., м. 2012г.

Белое пятно и темная параподия, напоминающая гору. Пятно расположилась так, что высветило вершину. Оно, как нимб, а вся композиция напоминает икону.

…Можно рассуждать об инь-янь, классической паре женское-мужское, а в параподии увидеть фаллический символ. В простоте всегда скрывается глубокий смысл.

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #4 : 01 Октября 2013, 13:46:51 »
4.«Смена доминант» 50Х50, х., м. 2012г.

Тема картины – конкуренция, перемены. Более мелкое и юное вытесняет старое и большое. Ничего не стоит на месте. В первоначальном варианте белые пятна одинаковы по фактуре. Я подумал: «Что за замена на такое же, но более мелкое?». После чего изменил фактуру одного из белых пятен.

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #5 : 01 Октября 2013, 13:47:46 »
5. «Праздник» 50Х70, х., м. 2012г.

В сильном, ярком свете ничего невидно. Свет слепит. Он становится аналогом темноты. Но если яркий свет немного ослабевает, начинают провяляться контуры предметов, неясные, но ярко окрашенные. Эти цветовые пятна я написал в течение дня, а вечером включил телевизор. В новостях шел репортаж о празднике Курбам Байрам. Картина обрела смысл. На ноосферном уровне не важно, чей праздник – христианский или мусульманский, языческий или коммунистический. Важно состояние…

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #6 : 01 Октября 2013, 13:48:45 »
6. «Черное пятно» 50Х70, х., м. 2012г.

Картина программная. Здесь черное пятно во всей красе. Оно висит над неким черным рельефом. Возможно, это всего лишь оболочка другого гораздо более крупного черного объекта. И пятна белые здесь равнозначны черным. Не в тех, не в других ничего не видно (почти ничего).

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #7 : 01 Октября 2013, 13:49:31 »
7. «Идеальный мир» 50Х40, х., м. 2012г.

Идеальная форма – круг. В картине существуют три близких по форме к кругу объекта. Они висят в сером вселенском пространстве, взаимодействуют друг с другом. Причем белый круг читается, как открытая дыра в соседнее пространство, куда собственно и перемещается один из черных кругов. Самое интригующее представить зрителя, который все это видит. Это должен быть субъект, который висит в нереальном пространстве картины. Из-за малых размеров полотна, увы, нет полноты ощущений.

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #8 : 01 Октября 2013, 13:50:58 »
8. «Коллекция» Диптих: 30Х50 и 30Х50, х., м. 2012г.

В темной комнате объекты принимают очень причудливые формы. Диптих попытка их коллекционировать. Формы вырваны из привычной серой среды. Белые объекты изображены, как желтые, черные – синими. Я решил, что цвет не имеет значения, главное – форма. Итак, диптих представляет  11 форм: пять светлых и шесть темных. Что они значат? Предлагаю каждому, опираясь на собственные ощущения, ответить на этот вопрос…

Уже после написания диптиха я вдруг обнаружил высказывание Ханса Зедельмаера : «Среди форм, в которых воплощается эпоха, радикально новых форм не много. Гораздо больше форм времени получается посредством переоформления старых. Радикально новые формы так редки, что их именуют «странностями», «отклонениями» или «абсурдом», «прихотями фантазии».

Формы моей «Коллекции» настолько древние, что их нельзя назвать «странностями» или «прихотями фантазии». Эти формы были всегда. Они естественны и потому живут собственной жизнью везде – вне нашего сознания и внутри его. И здесь полная противоположность установке Малевича, который предлагал изображать искусственные формы, формы созданные разумом, не встречающиеся в природе. Супрематизм собрание искусственных идеальных форм: квадратов, прямоугольников, ромбов и прочая. Я же выступаю, как старый натуралист, собирающий коллекцию форм моей родины-вселенной. Видимо, потом должны последовать такие действия, как наклеивание этикеток, называние объектов и их систематизация… Процесс творчества не завершен. Любой зритель может включиться в него, придумываю названии, изображенных форм, находя в них признаки сходства и различия…

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #9 : 01 Октября 2013, 13:51:54 »
9. «Поглощение» 50Х60, х., м. 2012г.

Белое пятно поглощается черным. Извечный мотив искусства. Хищный зверь пожирает травоядное животное. Древние мудрецы зашифровывали подобной символикой таинство смены времен года. Они знали два времени: теплое и холодное. Смена сезонов для нас не таинство. Причины нам хорошо известны. Символ живет другими смыслами. Поглощение фирм, захват территорий, захват информационного пространства и прочее.

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #10 : 01 Октября 2013, 13:52:20 »
10. «Ассимиляция» 50Х60, х., м. 2012г.

Мало захватить, захваченное надо ассимилировать. Встроить в себя, или хотя бы под себя перестроить. В картине ассимиляция лишь часть происходящего. Формы живут, плывут и ассимилируют друг друга. Изображение статичное, словно все движения вдруг замерли. Сознание зрителя должно «разморозить» формы. То есть зритель должен принять на себя обязанности мага.

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #11 : 01 Октября 2013, 13:53:31 »
Этюды оптимизма

Много лет назад в Ярославле в магазине «Букинист», располагавшемся в полуподвале дома на улице Свободы, я купил книгу Ильи Ильича Мечникова «Этюды оптимизма». Она была  издания начала прошлого, 20-го века, простая в скромном переплете книга. Но это была драгоценная для меня книга. В ней содержалась истина, которую я должен был усвоить.

«Смерть приятна, – утверждал Мечников, и уточнял. – Приятна только естественная смерть».

Мечников наблюдал множество смертей, прежде чем сделать такой вывод. Он считал, что при умирании начинает разрушаться нервная система и продукты ее распада действуют наркотически. Человек впадает в эйфорию, а в сам момент смерти испытывает сильнейший экстаз. Но это только при естественной смерти.

Так у меня появилась цель жизни: дожить до естественной смерти и испытать последний абсолютный экстаз.

И вот «земную жизнь, пройдя до половины, я оказался» в «темной комнате». Для Данте, который на таком же отрезке «оказался в сумрачном лесу» сие место стало отправной точкой для путешествий в ад и рай. На такие путешествия в наше время нет путевок. Для меня темная комната стала местом прозрения. Человек первые месяцы жизни находится в теплой, комфортной темноте. Потом его выпихивает в холодный яркий свет, где обрезают пуповину, где поливают водой. От боли и страха он кричит. Глаза слепит свет. Вначале ничего не видно. Но потом появляются пятна, которые мозг еще не может идентифицировать. Вот почему нам так притягательны цветовые пятна абстрактной живописи. Мы знаем, что наше видение начиналось с пятен. Но есть и иной аспект. К концу жизни человек слепнет. Мир снова становится набором пятен. А за тем уход в темноту…

Болезненный опыт страха рождения лежит в основе страха смерти. Его необходимо преодолеть.

Помогает боль. Боль – это побуждение. Болит – лечись, выкарабкивайся, убегай, избегай. Боль сигнализирует о том, что ресурсы организма не выработаны, жизненные силы еще есть. Если ничего не болит, значит здоров, или наоборот уже подходит старуха с косой. Это она застилает воображение сладостными образами. Это она расстилает перед глазами яркие пятна абстрактных картин.  Это ей служит Аполлон и все без исключения музы.

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #12 : 01 Октября 2013, 13:54:22 »
1989.  Двадцать три года до «Темной комнаты»

Второй курс художественно-графического отделения Заочного народного университета искусств (ЗНУИ). Преподаватель Александр Александров разбирает мой натюрморт «Бегония на подоконнике». Хвалит. Из его речи сознание вырывает слова: «Чувствуется бархатистость листьев». Полтора года он меня ругал, наставлял, а тут «Чувствуется бархатистость листьев». Неужели я учусь  иллюзионизму? Неужели весь смысл в том, чтобы уметь изобразить бархатистость листьев? Для этого есть фотография. Проще, эффектней. Это до фотографии была необходимость сохранить образ, запечатлеть. К тому же живопись веками занималась иллюзионизмом. Художники на плоскости воспроизводили трехмерное пространство и достигли в этом деле совершенства.

Повторять уже достигнутое не интересно. Уж лучше бы Александров продолжал меня ругать все пять лет. Тогда бы я закончил ЗНУИ…

Свое решение я подкрепил авторитетным мнением.

«Язык живописи не установлен Природой: он подлежит деланию и переделке. Перспектива Ренессанса – не какой-то верный на все времена «трюк»: это всего лишь частный случай» – утверждает Морис Мерло-Понти.

Постигнув основные азы ремесла художника, я отказался учиться тонкостям старого живописного языка, посчитал ремесленных навыков достаточными, чтобы изображать окружающий мир. Но это было мне неинтересно. А свой  внутренний мир мне еще предстояло открыть.

DedOK

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3060
    • Просмотр профиля
    • зубцов.ру
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #13 : 01 Октября 2013, 13:56:05 »
добавлю от себя (DedOK), что в каталоге не все картины выставки - много интересного,  в том числе более традиционного стиля, осталось за кадром...

ещё один повод посетить музей!

Александр1963

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 133
    • Просмотр профиля
Re: Выставка С.Кутейникова "Темная комната"
« Ответ #14 : 01 Октября 2013, 21:57:57 »
3. «Доминанта» 50Х50, х., м. 2012г.
…Можно рассуждать об инь-янь, классической паре женское-мужское, а в параподии увидеть фаллический символ. В простоте всегда скрывается глубокий смысл.

Совершенно верно.